Она является самой сложной, трудоёмкой и многогранной из всех разновидностей криминалистических экспертиз. Практически любые следы, которые нужно исследовать и которые не подходят под исследования другими традиционными видами криминалистических экспертиз, относят к настоящей криминалистической трасологической экспертизе.
По объекту изучения существует четыре основных разновидностей трасологических экспертиз:
Экспертиза следов от транспортных средств:
— экспертиза следов оставленных сухопутными транспортными средствами
— экспертиза следов оставленных речным или морским транспортом
— экспертиза следов оставленных железнодорожным транспортом
○ Механоскопические экспертизы:
— экспертиза следов от оружия, инструментов и приспособлений
— экспертиза механических повреждений деталей одежды
— экспертиза петель и узлов
— экспертиза замочных изделий.
○ Гомеоскопические экспертизы:
— экспертиза отпечатков пальцев (дактилоскопическая)
— экспертиза следов от ног (босые, одетые в носочные изделия, обувь)
— экспертиза отпечатков от зубов человека
— экспертиза следов от губ человека
— экспертиза следов от кожной части головы человека
○ Экспертиза следов оставленных животными:
— экспертиза следов от зубов
— экспертиз следов от лап (подков)
— экспертиза тавра (клейма)
○ Судебная экспертиза следов транспортных средств:
Благодаря своему повышенному спросу, а также в силу деликатного характера такого рода деятельности, требует от эксперта не только теории классической трасологии, но и промышленной автотехники. Этот раздел был специально перенесен в категорию автотехнических экспертиз (см. категорию «Автотехнические экспертизы, а также «Транспортно-трасологическая экспертиза»).